ТРАГЕДИЯ потерянного поколения (по роману РЕМАРКА «Три товарища» И «На Западном фронте без перемен»)
Эрих Мария Ремарк по праву считается одним из лучших и наиболее ярких писателей ХХ века. Его непревзойденная и самобытное творчество смогла отразить трагедию не только одного солдата, но и целого поколения, у которого война отобрала право на счастливую жизнь и будущее. Ремарк пишет о иудеях, которые потеряли веру в любые идеалы, а также надежду на лучшее. Долгое время его произведения были запрещены в Германии и даже публично сжигались на площадях городов, ведь правдиво показали не только страшные реалии войны, но и послевоенное положение в стране - безработица, социальную и экономическую разруху, полную разочарованность в существующем строе и политическом положении. Романы «На Западном фронте без перемен» и «Три товарища» - это первые произведения Ремарка, которые вместе с романом «Возвращение» составляют трилогию «Возвращение домой». Они являются как бы своеобразным манифестом, призывающим человечество осознать свои ошибки и не повторять их. Эти три произведения наиболее ярко выражают характерные черты представителей «потерянного поколения», а именно: - разочарование в существующем общественном строе, который допустил развязывания войны и заставил их жертвовать своей жизнью; - дегероизация и деромантизации войны; - пропаганда интернационалистического мировоззрения; - неверие в религии и любой идеологии; - определенное «очерствения» души, потеря способности испытывать сильные душевные переживания относительно вещей, которые казались важными к войне; - привыкание к факту неотвратимости смерти; - сосредоточение внимания на таких человеческих добродетелях, как верность, преданность, дружба и любовь, а также противопоставление их существующем мировые жестокости и лицемерия. Роман «На Западном фронте без перемен» изображает собственно формирования «потерянного поколения» - изменение мировоззрения и жизненных ориентиров юношей, увидели настоящую сторону войны и на собственном опыте убедились в ее абсурдности и жестокости. Их отказ от патриотизма, который когда-то привел 121 их на фронт. На примере судьбы Пауля Боймера и его товарищей мы видим, какую цену пришлось заплатить юношам, которые поверили лживой пропаганде и добровольно, прямо со школьной скамьи, пошли на смерть. Видим мы также, как на самом деле оценивалось жизни таких, как Кеммерих, Катчинский, Леер, Тьяден и тысяч других солдат, безвестно погибли на поле боя. Ответ на этот вопрос кроется в самом названии романа, которая указывает на то, что империалистический мировоззрение превратил гибель человека в банальную статистику, для которой ее чувства, мысли, страдания, и собственно и сама жизнь абсолютно не важны. Роман «Три товарища» освещает уже послевоенные события, то есть «потерянное поколение» в действии. Герои романа отчаянно пытаются найти свое место в новом мире, но сделать это им так и не удается. Роберту Локамп, Отто Кестеру и Готтфрид Ленц судьба дает понять, что им не удастся «возродиться». Если война однажды задела их, то избавиться ужасных воспоминаний и искоренить ее из своей жизни они не смогут никогда. «Последний романтик» бессмысленно и трагически погибает от приспешников следующей войны, а Отто и Роберт остаются вдвоем в мире, в котором для них уже нет надежды. Они потеряли все, что имело для них хоть какой-то смысл. Трагедия «потерянного поколения» касается не только бывших фронтовиков, но и Пат, которая погибла из-за недоедания в годы войны. Это объясняет нам, почему собственно целое поколение называют «потерянным» и почему идея безнадежности так глубоко засела в головах не только юношей, служивших в армии, но и тех, кто оставался вне линии фронта. Повествование в обоих романах ведется от первого лица, что придает ему особую эмоциональности, а наличие лирических отступлений и размышлений героев дает право причислить эти произведения к жанру романа-исповеди. Достаточно четко прослеживаются элементы автобиографии, которые Ремарк часто использовал в своих работах. Пауль Боймер и Роберт Локамп - герои, является его отражением и воплощают мысли и чувства автора. Они делают рассказ более реалистичной, а следовательно, вызывают доверие у читателя и вызывают более сильный эмоциональный эффект. Возможно, именно это и является секретом успеха немецкого прозаика - умение удачно передать чувства, эмоции и реалии жизни.
Литература
1. Матвеев М. Принципы формирования поэтики ранних произведений Э. М. Ремарка: Автореф. дис. ... канд. филолог. наук / М. Матвеев. - Иваново: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2016. - С. 6-16.